Коллекционные вина• Жизнь вина. Массандровская коллекция.
Из книги Л.И.Шлейгера "Полвека с вином" .


        «Коллекция виноградных вин, храня в себе труд многих поколений виноделов, является сокровищницей отечественного виноделия»

Александр Преображенский, известный винодел.


        Массандровская коллекция... Насколько я знаю, такого богатого собрания вин из всех винодельческих стран, начиная с 1775г., нет больше нигде в мире.
        Собрание вин имеет свои особенности. Если ценность старых полотен, скажем, повышается постоянно, столетиями, то вино интересно, пока живое, пока может достаточно полно рассказать о себе. Пройдет определенный срок, и оно превратится в безвкусную жидкость, и тогда большую ценность будет представлять уже бутылка - как предмет материальной культуры своего времени.
        Созревание и старение вина охватывает наиболее длительный период жизни, включая бочковую и бутылочную выдержку. Созревание происходит в бочках с доступом воздуха. Вино приобретает стабильность, становится более гармоничным, с развитым букетом и вкусом.
         Старение - выдержка вина в анаэробных (бескислородных) условиях, где идет дальнейшее развитие его достоинств. Вино приобретает особую тонкость букета и полную гармонию вкуса.
        Сроки улучшения его качества зависят от типа вина и содержания органических кислот. Процесс увядания сводится к необратимому распаду равновесной и неустойчивой системы (выпадение красящих, белковых и других веществ). Появляются неприятные уксусноальдегидные тона. Вино превращается в малоприятную жидкость.
        В Египте была найдена герметически закрытая амфора с вином, пролежавшая в земле более 20 веков. По исследованию Бертло, на дне сосуда была жидкость желтоватого цвета с плавающими в ней крупинками и с желтовато-коричневым осадком, запах винный с примесью прогорклого масла. Вкус резкий, жгучий. В вине были следы спирта и кислотности.
        Коллекция постоянно нуждается в пополнении винами с большим достоинством. Сверхзадача винодела - создать напиток, который будет интересен через пятьдесят-сто лет, для чего необходимо учесть множество факторов, деталей на всех этапах производства.
        Лучшие старые образцы "Массандры" противоречат представлениям ученых о винах. Они живы, несмотря на то, что давно минул отмеренный им срок. Французские, испанские, португальские, местные вина в бутылках старинной формы (с глубоко вогнутым дном), покрытые вековой пылью, лежат в каменных нишах и напоминают, как много может человек в одном из древнейших своих занятий.
        Массандровская коллекция всегда квалифицированно комплектовалась. В трудные исторические моменты за ее сохранность люди боролись под угрозой собственного существования. Надлежащими условиями хранения она обязана князю Л.С.Голицыну. Строго говоря, не только ему, но и инженерам-строителям, безвестным донбасским шахтерам, которые прорубали скальную породу кайлом и лопатой, тем жертвам из их числа, кого засыпало при обвале в шестой галерее.
Главный винодел Удельнных имений Крыма Л.С.Голицын.         Лев Сергеевич Голицын, юрист по образованию, всю свою жизнь посвятил развитию отечественного виноделия. В то время в России преобладали французские и немецкие виноделы. В своей знаменитой речи, когда отмечалось 25-летие его деятельности в виноделии и съехались лучшие виноделы России, он сказал: "Иностранные виноделы, приехавшие к нам в Россию, даже если они добросовестно отрабатывают большие деньги, которые мы им платим, они механически переносят культуру своего виноделия к нам, а вино - это продукт местности, и то, что у них получалось хорошо, не обязательно можно повторить у нас".
       Для создания качественного виноделия в России нужны большие средства на обучение отечественных специалистов и закупки хороших сортов винограда. Столы званых обедов, знатных и богатых людей украшали "заморскими винами": рейнскими, сотернскими, мозельскими, бордоскими, считалось неприличным поставить отечественные вина.
        Рассказывают, однажды князь Голицын объявил, что сам станет за прилавок своего магазина в Москве и посетителям будет предложено продегустировать "в закрытую" различные вина. Гости пробовали знаменитые вина Франции, Германии и наши отечественные вина. Некоторые образцы гостям не понравились, а отдельные названы великолепными. По окончании дегустации Л.С.Голицын открыл происхождение продегустированных вин, и "великолепными" оказались отечественные вина.
        Главный винодел Удельного ведомства князь Л.С.Голицын заложил в проект подземного завода в Массандре 8 малых и одну большую галерею с каменными нишами для бутылочной выдержки вин. Каждая ниша вмещала 500 бутылок (емкость одной бочки), всего же здесь можно было уложить миллион. Дегустация и продажа вин посетителям проводилась непосредственно у ниш.

        В 1897г. в имениях Удельного ведомства был принят следующий ассортимент вин:
Имение Ливадия:
        Ливадия №80 (в настоящее время портвейн красный Ливадия);
        Ливадия №85 (в настоящее время Мускат белый Ливадия);
        Ливадия №40 (Каберне столовое).
Имение Массандра:
        Массандра №81 (в настоящее время портвейн красный Массандра);
        Массандра №35 (в настоящее время Мускат белый Южнобережный);
        Массандра №61 (Рислинг столовый).
Имение Ай-Даниль:
        Ай-Даниль №89 (в настоящее время токай Южнобережный);
        Лакрима Кристи (из Алеатико по белому способу);
        Бордо №43 (столовое вино, выпускалось до 1953г.).

        Надо сказать, что еще раньше, при графе М.С.Воронцове, в Массандре была винодельня, затем - винзавод, где главным виноделом был А.П.Сербуленко, перешедший из Магарачского училища виноградарства и виноделия (1828г.).
         На службе князю Голицыну довелось побыть недолго: с окончанием срока договора его уволил сам Николай II (князь был независим в суждениях и поступках, всюду велел раскорчевывать неперспективные виноградники), выплатив 100 тыс. рублей. Деньги были положены князем в банк, проценты с суммы шли на премии виноградарям, виноделам и лучшим ученикам Магарачского училища.
        Удалившись в свое имение Новый Свет, неугомонный князь создавал новые марки вин и собственное шампанское, да такое, что на Всемирной выставке в Париже 1900 г. оно завоевало Гран При, затмив продукцию фирмы "Моэт-Шандон". Сам граф, мсье Шандон, был потрясен его качеством на прощальном банкете, устроенном внутри Эйфелевой башни.
Коллекционные вина.         В Новом Свете князь собирал лучшие отечественные и зарубежные образцы, чтобы при долголетней выдержке изучить возможность виноделия на Южном берегу Крыма. Для научных и учебных целей нужны были вина-эталоны. Исследовался также характер старения вин. Незадолго до смерти (1915г.) он подарил коллекцию "Массандре".
        Этот выдающийся человек был похоронен на заранее выбранном им месте среди виноградников в "Новом Свете". Его могила не сохранилась.
        Во время фашистской оккупации Крыма исчезла бронзовая скульптура Голицына в натуральную величину работы скульптора П.П.Трубецкого. Голицын был изображен сидящим в кресле, в энергичной позе человека, ведущего горячий спор или дающего важное приказание.
        Вскоре после кончины князя Л.С.Голицына развернулась антиалкогольная кампания. "Вестник виноделия" в 1916г. писал: "Очень жаль, что в наше время не было такого авторитетного винодела, каким был Л.С.Голицын. Его громовой голос, его крупная фигура и удар по столу кулаком, быть может, больше способствовали отрезвлению взглядов иных лиц, чем научные доказательства, исторические справки и прочее".
        По просьбе А. И. Микояна, при входе в Массандровский головной завод рядом с мемориальной доской об окончании строительства завода появилась вторая мемориальная доска, увековечившая имя Л.С.Голицына.
       А что же его завод? К тому времени здесь были созданы новые типы отечественных вин. Здесь работали И.А.Бианки - автор ливадийских мускатов и портвейнов; Н. М. Преображенский - автор нескольких марок белых столовых вин; Я.А.Вадарский и В.А.Шахов - авторы отечественной мадеры; П.А.Решетинский - автор ай-данильских Пино-гри и токая..
        В гражданскую войну коллекция была замурована. С установлением советской власти в Крыму были национализированы и собраны в "Массандре" вина из коллекции царской семьи, из дворца в Ливадии и имения великого князя Константина "Ай-Тодор", из частных коллекций княжеских, графских и помещичьих имений Воронцова, Юсупова, Бекетова, Токмакова, Губонина, Христофорова, Голубева.
        В отборе вин принимал участие опытный винодел К.П.Поляков. Потом еще два года их изучали специалисты М.М.Андрющенко, П.П.Крамм, В.А.Шахов, М.А.Михайлов и другие. Малоценные образцы были пущены в продажу.
        К 1923г. в коллекционных галереях хранилось около 200 тыс. бутылок вина. До 1936г., когда был образован комбинат с присоединением к "Массандре" заводов и совхозов от Инкермана до Судака, коллекция не пополнялась. Затем через Торговую палату СССР стали поступать образцы испанских и португальских вин, французского шампанского. После войны был создан обменный фонд с Грузией и Молдавией.
Коллекционные вина.         Мне посчастливилось попробовать почти все марки вин в коллекции, в основном за двадцатилетие работы с А.А.Егоровым. Он уделял большое внимание органолептической оценке вин, развитию вкуса. Александр Александрович считал, что если винодел не знает вин других районов, то он недостатки местных будет воспринимать за их достоинства.
        В чем отличие вин с небольшой выдержкой от коллекционных? На взгляд (скорее, на вкус) профессионала, в молодости вино менее гармонично. В зрелом вине, при длительном хранении его в бутылке (до ста лет), создается полная гармония вкуса, образуется очень тонкий букет и чудесное послевкусие. Бутылка коллекционного вина может рассказать многое об условиях года, способе приготовления вина, условиях выдержки, его расцвете и особенностях старения. Она возвращает "потерянное время". К этому привыкнуть нельзя. Не случайно А.А.Егоров одну из своих научных статей назвал "Откровение о кахетинском вине".
        Наиболее недолговечные вина - столовые. Обычно к сорока годам они отмирают, то есть превращаются в абсолютно безвкусную жидкость с повышенным содержанием летучих кислот. При дегустации старых столовых вин и настраиваешься соответственно. Тем приятнее бывает неожиданность от встречи с живым вином с сохранившимся вкусом и сложным букетом бутылочной выдержки. Таковы Мускат сухой 1891г., Алиготе Ай-Даниль 1929г., Семильон Ореанда 1929г. и особенно Саперави Феодосия 1878г. Как у мудрецов, есть особая прелесть в их старости.
        Саперави Феодосия 1878г. имело рубиновый с граното-вым оттенком цвет, сложный богатый букет с ярко выраженным старением. Вкус вина был легкий, гармоничный, чувствовалось начало увядания.
        Мускат белый сухой 1891г. в коллекции был представлен тремя бутылками. Мы с И. Н. Околеловым были настроены на низкое качество образца, ибо мускат белый в столовом варианте на Южном берегу Крыма не отличается обычно высокими достоинствами. Вино нас удивило своей жизненной силой, светло-золотистым цветом, легким мускатным ароматом и очень тонким старением, гармоничным вкусом и приятным послевкусием.
        Алиготе Ай-Даниль 1929г. в момент дегустации имело более тридцати лет. Вино легкого сложения, сохранило приятную свежесть, которая гарантирует ему долголетие, вкус гармоничный, с очень тонкой бутылочной выдержкой.
        Семильон Ореанда 1929г. имело золотистый цвет, сортовой букет с ярко выраженным старением. Оно запомнилось гармоничностью вкуса при достаточной полноте.
        Счастливое совпадение множества факторов: хорошие условия года, оптимальное содержание исходной кислотности, щадящая технология переработки, высокое качество пробки, надлежащее хранение и другие обеспечили долгую жизнь этим образцам.
        Крепкие вина типа портвейн, мадера, херес к апогею развития приходят к 80 - 120 годам. Особенно богато представлен в коллекции отдел крепких вин - почти все марки портвейна и мадеры, которые готовились в Удельном ведомстве и частных фирмах Крыма с девяностых годов прошлого столетия (а также зарубежные образцы: испанские хересы Селектет 1870г., херее из коллекции князя Л.С.Голицына 1839г., Гонзалес 1954г., Амонтильядо Гордон (тип крепкого хереса). Уникальны португальские мадеры: фирмы "Братья Крон" урожая 1913 и 1871гг.
        Из красных портвейнов наибольший интерес представляют образцы 1898, 1902, 1945, 1954, 1966 годов. При длительной выдержке красящие вещества частично выпадают и этот тин вин приобретает светло-гранатовый цвет. Лучшие портвейны "Массандры" (портвейн красный Ливадия) выдерживаются в подвалах Алупки. Много лет их пестовала потомственный винодел Галина Ивановна Митяева. Свои знания и опыт она щедро передала Людмиле Николаевне Ивановой.
Переукупорка коллекционных вин.         Лучший из портвейнов - портвейн красный Ливадия" - изготавливается с 1891г. в Ливадии иа сорта Каберне. Имеет красивый живой рубиновый цвет. В букете - аромат паслена, характерный для сорта Каберне. При долгой выдержке появляется сафьяновый тон, окраска светлеет. Портвейн красный Ливадия отличается полным гармоничным вкусом и является лучшим среди крепких вин данного типа в стране. Наиболее интересны образцы 1945 - 1947гг. Надо сказать, что я пробовал эту марку урожая 1938 года, то есть вино, испытавшее эвакуацию, в возрасте 30 лет. Оно имело все признаки старения. Вынужденное путешествие сократило ему жизнь, между тем как на мадере оно не отразилось, до сих пор эталон марки - мадера 1937г. (готовил А.Б.Мельтцер).
        Мадера готовится из сортов Серсиалъ и Вердельо. Сорсиаль придает мадере мужество, Вердельо - пикантность.
        Впервые в истории русского виноделия она была приготовлена А.Я.Вадарским. В конце прошлого столетия он создавал эту мадеру в отделениях завода "Ореанда" и "Ай-Даниль". Качество полученного вина его не удовлетворяло, и он отправился в Португалию для изучения технологии. Вернувшись в Россию, продолжал опыты, применяя при выдержке солярий.
        В значительной степени улучшил качество массандровской мадеры В.А.Шахов. Он применил длительное брожение на мезге, получая более сухие виноматериалы. В купажи молодых вин он добавлял часть выдержанной мадеры. Крепление проводил спиртом, смешанным с вином, применил выдержку на открытом воздухе, что практически делается и в настоящее время. Эти образцы получили в коллекции название "шаховских". Над усовершенствованием массандровской мадеры работали А.А.Преображенский, А.Б.Мельтцер, И.Н.Околелов, Т.И.Рябинкина, И.П.Савинский, И.В.Федоров, Б.Л.Шлейгер, П.П.Владимирова.
        Сейчас мадера выдерживается пять лет. За это время вино теряет 40% своего объема.
        Окраска вина урожая 1937г. светло-янтарно-золотистая, в букете ярко выдержан тип тонкой мадеризации (каленый орешек), полная гармония вкуса. В мадерах 1903 - 1905гг. темно-янтарно-золотой цвет, яркий красивый букет украшен смолистыми тонами старения.
        Португальская мадера фирмы "Братья Крон" 1913г. имеет темно-янтарно-эолотой цвет, хорошо выраженный мадерный тон с оттенком каленого орешка. Вкус полный, слегка жгучий. Дегустационная оценка 10 баллов (По 10-балльной системе. Я использовал записи, сохранившиеся от дегустаций, проведенных А.А.Егоровым. (Прим авт.)).
        Большой интерес представляет в коллекции херес. Впервые в "Массандре" херес был приготовлен в начале пятидесятых годов дочерью А.А.Егорова Татьяной Александровной Егоровой. Ей активно помогала заведующая лабораторией завода П.П.Владимирова. Херес готовился по классическому способу. Наиболее интересный образец - урожая 1955 года. Когда эстафету от Т.А.Егоровой приняла А.И.Волошина, в подвалах "Ореанды" начали готовить херес промышленным способом. Много сделал для усовершенствования технологии производства качественного хереса талантливый винодел В.Г.Казанцев. Сейчас хересный цех возглавляет энергичный и опытный винодел А.В.Сибиряков. Ему помогает ветеран производства Т.Ф.Михальченко.
        Херес 1955г. имеет светло-соломенно-эолотистый цвет. Тип выражен ярко. Достаточно полное, легкое сложение вина, слегка жгучий вкус, легкая солоноватость в послевкусии, чувствуются миндальные тона.
Старейшее вино в коллекции. Херес Де-ля-Фронтера, 1775г..         Дважды мне посчастливилось дегустировать старейшее вино коллекции Херес Де-ля-Фронтера 1775г. Последний раз я его пробовал в 1963г., когда вину было почти 200 лет. Нас всех удивил тип хереса в вине, хорошее сложение его с тонами глубокой старости в букете. Во вкусе оно несколько вялое, но еще живое.
        Десертные вина - самое уникальное украшение коллекции. Они, так же как и крепкие марочные, сохраняются, улучшая качество. Наиболее интересным типом десертного вина в процессе долголетней выдержки является токай. Если бы меня спросили, какое вино самое выдающееся, я назвал бы токай 1892 года. Он имеет темно-янтарно-золотой цвет, букет очень сложный, яркие айвово-медовые тона. Вкус полный, бархатистый, исключительной гармонии. Ярко и полно выражено старение вина. Вино круглое (Высшая характеристика при дегустациях, означает единство образца, его совершенство.).
        Мы пробовали коллекционные вина, приготовленные не только в Массандре, но и зарубежные. Особенно мне запомнился Мускат де Фронтиньян, приготовленный на юге Франции. А.А.Егоров поставил этому вину десять баллов, но через некоторое время попросил свой дегустационный лист и исправил оценку на 9,8. Он сказал, что в этом мускате в букете и во вкусе нет такой яркости, тонкости, как у наших южнобережных мускатов. Он иногда приезжал на завод и предлагал виноделам ознакомиться с какой-нибудь определенной маркой из коллекции: португальской мадерой фирмы "Братья Крон", Куш-Кая князя Голицына или его же Лакрима Кристи. Он последовательно учил нас.
        При определении качества вина А.А.Егоров был очень требовательным и всегда ставил ему объективную оценку. Если вино было очень высокого качества и десять баллов ему казались недостаточными, он обводил цифру 10 и вокруг ставил несколько плюсов.
        Мускаты представлены всех трех видов: белый, розовый, черный, всех микрорайонов Южнобережья, начиная с урожая 1892г.
        Большой интерес представляет Мускат белый Ливадия 1892г. Он имеет цвет крепкого чая. Аромат сорта уменьшился, почти исчез, заменился букетом, где чувствуется чайная роза, айвовый, медовый оттенок и смолистые тона выдержки. Вкус полный, гармоничный, бархатистый. Дегустационная оценка 10+.
        Мускат черный "Массандра" 1929г. имеет рубиновый цвет. В букете выражен сорт с легким смолистым оттенком. Вкус гармоничный, полный, приятный, привкус какао с легким оттенком ромашки. Дегустационная оценка 10 баллов.
        Мускат белый Красного Камня - самое знаменитое вино "Массандры". Эталон марки - вино урожая 1948 и 1966гг. Более ста лет назад виноделы Магарачского училища обратили внимание на необыкновенное по богатству аромата и вкуса вино из муската близ селения Кизил-Таш. Одно время его выпускали под маркой муската кизилташского, а затем виноград с этого участка опять стали смешивать, и он растворился в общей массе мускатов. А.А.Егоров искал лучший иариаит, при котором ни один из составляющих аромат оттенков не исчез. Ему помогали виноделы О.А.Сильвестрова, затем И.А.Голокоз.
        Мускат белый Красного Камня 1948г. имеет нарядный золотистый цвет. В букете ясно выражен сорт с тонким цигрон-ным оттенком. Появились признаки старения в виде смолистых тонов, улучшающих сортовой аромат. Вкус полный, гармоничный, маслянистый. Дегустационная оценка 10+.
        Пино гри "Ай-Даниль" 1927г. имеет красивый абрикосовый цвет, в букете и вкусе чувствуется аромат корочки ржаного каравая. Дегустационная оценка 10 баллов.
        Из зарубежных образцов представляет интерес французский Барзак сотернский 1953г.
Коллекционное отделение завода.         С чем сравнить мгновения, когда осторожно открываешь бутылку старого вина? Оно может быть угасшим, а может дохнуть настоявшимся букетом, поразить гармоничностью и полнотой вкуса. Вино, разлитое из одной бочки, за долгие годы в каждой бутылке формирует свой неповторимый букет.
        Массандровская коллекция помогла виноградарям и виноделам правильно подойти к вопросу сортораионирования и установить для каждого природного района Крыма стандартный ассортимент. Немаловажную роль коллекция сыграла в разработке технологии вин и установлении кондиций.
        В первые годы приготовления мадеры был повышенный температурный режим при мадеризации, в силу чего происходила частичная карамелизация. Этот недостаток чувствуется в образцах мадеры урожая 1904 - 1905гг. В последующие годы этот технологический недостаток исправлен.
        Под влиянием систематического изучения коллекции происходила эволюция в кондициях крепких вин. Содержание сахара в крепких винах снизилось: в мадере с 6% до 3%, а в портвейнах с 12 - 15% до 6 - 10%.
        Изучение массандровской коллекции оказало влияние на виноделие других винодельческих районов в Армении, Азербайджане, Узбекистане.
        Исключительно важное значение имеет коллекция вин в деле воспитания установленного вкуса и вообще понятия о винах у молодых специалистов. Подобно тому, как, не имея представления о классической литературе, скульптуре, живописи, музыке, нельзя быть литератором, бут композитором, так и невозможно быть хорошим виноделом, не зная лучших образцов вин, эталонов. Массандровская коллекция в этом отношении занимает передовые позиции. Ежегодно студенты различных специальных учебных заведений, под руководством опытных специалистов завода, знакомятся с лучшими образцами вин, развивая вкус и память об эталонах.
        По результатам дегустаций коллекционных вин и сведениям метеослужбы Н.Д.Жукова выделила наиболее благоприятные годы для виноделия за последние 60 лет: 1930 - 1932, 1935, 1936, 1939, 1946, 1947, 1957, 1961 - 1963, 1967, 1971, 1979, 1983, 1986, 1989 гг.; выдающиеся годы: 1934, 1937, 1938, 1950, 1966, 1968, 1972, 1975гг.
        Много драматических моментов было в жизни коллекции.
        В первые годы после революции произошли события, которые отразились на размерах коллекции и на качестве их хранения. В конце 1917г. большой ущерб нанесла шайка воров, которые в течение долгого времени похищали ценные сорта вин. Преступников разоблачили и изловили сами рабочие и служащие винзавода.
        Большую тревогу вызывала судьба коллекции в связи с приближением немецких войск весной 1918 г. Коллекция была настолько надежно замурована, что оккупанты не узнали о ее существовании за все шесть месяцев пребывания в Крыму. Вся лестничная клетка, ведущая с поверхности земли в нижние этажи подвала, где хранится коллекция, была заложена огромными камнями, намертво скреплена цементным раствором. Был создан пол, настолько естественно соединяющийся со всей остальной площадью, что нельзя было догадаться, есть ли что-нибудь под ним. Окончательно коллекция была размурована в 1920 году.
        В Великую Отечественную войну "Массандра" пережила тяжелые времена. Сожалею, что решил восстановить картину тех трагических дней слишком поздно, собирая воспоминания оставшейся в живых горстки участников.
Соединительная галерея старого и нового подвалов.         Хотелось бы всех поименно назвать...
        Когда стало ясно, что советские войска оставят Крым, из наркомата пищевой промышленности пришел приказ об эвакуации. На заводе составили план действий. Винодел А. Б. Мельтцер руководил отправкой бочкового вина. Выбирали самые крепкие бочки для наиболее ценного вина из урожая 1936 - 1940гг., укрепляли на них обручи. На подводах и грузовиках его везли в порт. В святая святых коллекции главный винодел А. А. Егоров сам руководил упаковкой вин. Он показывал, как лучше уложить каждую бутылку в ящик, по ходу рассказал о некоторых винах. По предложению винодела П. А. Новичкова на каждой бутылке указывали номер партии. В случае потери документации опытный винодел мог установить марку вина, пробуя по одному образцу из партии.
        Пароходы "Одесский горсовет", "Пестель", "Ногин" отправлялись в Новороссийск. Погрузка шла круглые сутки (Воспоминания В.И.Расторгуева, Л.В.Сайко, А.А.Семина, П Е.Тараненко. (Прим. авт.)).
        Особенно отличились шоферы К.Тахтамузов и В.Бовтрачук. Стояли последние дни октября 1941г.
        Рыболовецкая шхуна "Массандра" с капитаном В.И.Лысиковым, бывшим работником комбината, совершила пять рейсов в Новороссийск. Вместе с ценными грузами отправлялись уполномоченные по эвакуации массандровских вин винодел И. В. Федоров, рабочий Л.В.Сайко, агроном П.Е.Тараненко. В пути их непрерывно бомбили, так что "Пестель", где был Л.В.Сайко, не смог подойти к новороссийскому порту и проследовал в Батуми.
        В эвакуации массандровских вин и вин института "Магарач" принимали участие три крейсера Черноморского флота, как рассказывал мне адмирал С.Ф.Горшков в 1982г. В Ялту они зашли по пути из Севастополя на Северный Кавказ, куда С.Ф.Горшков был назначен начальником береговой обороны Туапсе. Он доставил коллекционные вина в Новороссийск. Комендант города заявил: "Нашли, что спасать". С.Ф.Горшков понял, что он не представляет их ценности, и тогда повез вина в Туапсе, затем по железной дороге их отпранили и Баку.
        Всего удалось эвакуировать 57 тыс. бутылок, 120 тыс. декалитров бочкового вина.
        В первые дни ноября на заводе был получен приказ: оставшееся - уничтожить. Около 70 тыс. бутылок вина лучших марок замуровали в третьей галерее. Там же оставили металлический ящик, где было знамя, приказ Н.К.Соболева об эвакуации (фашисты разграбили третью галерею).
        Немногочисленные работники комбината (мужчины уже воевали) 5 ноября 1941г. уничтожали плоды трудов своих: открывали краны бассейнов, форточки бутов Выдержка вина в бутах.(Бут - бочка большой емкости, до 2 тыс. дал.), выбивали чопики в бочках. Массандровские подростки (в их числе В. Расторгуев, М.Саржиско, А.Семин, Г.Рябинкин) собирали в кучи ылки и разбивали их кирками и лопатами прямо в тоннелях. Канализация забилась, вино хлюпало под ногами. В Миллионной галерее, кроме ниш, бутылками с вином были заполнены деревянные стеллажи по центру. Их расшатывали, ломали. Воздух так насытился парами спирта, чти люди уже немогли находиться в галереях. Отправляющиеся в порт грузовики вязли в лужах вина на немощеном дворе.
        В.И.Расторгуев считает, что вылили не более трети вина из подвалов, остальное досталось немцам (В краеведческой литературе говорится об уничтожении всего оставшегося вина, 11 тыс. бочек.). В оккупацию массандровские подростки будут пробираться в тоннели, часами разгребать осколки и поисках уцелевшей бутылки вина. Оно утоляло голод. Еще позже они придут сюда работать - и расскажут мне о пережитом.
        Вино текло в речку Дерекойку. Море у Ялты было бурого цвета. Аромат гнал моряков из порта вверх по течению. Звучали беспорядочные выстрелы.
        В Батуми в ноябре порт был забит грузами, вагонов для их отправки не хватало. Бочки с вином стояли на берегу рядом с торпедами и морскими минами. Его чуть было не пустили в продажу. Помог случай: П.Е.Тараненко встречает там массандровцев, виноделов Ф.П.Охрименко и Н.М.Крюкова, в то время работников военной комендатуры города. Они помогли отправить груз дальше от войны - в Тбилиси, Куйбышев, Баку, Казань, Кизляр. В Кизляре затерялись документы, вино хотели продать, но опять вовремя поспел П. К. Тараненко. Всюду массандровские вина хранились и надлежащих условиях, за ними ухаживали виноделы. В Тбилиси за состоянием вина следили главный винодел "Массандры" А.А.Егоров и его дочь Татьяна Александровна.
        Первая партия вина вернулась из Батуми 25 декабря 1944г., последняя - в конце 1946г.
(Л.И.Шлейгер, «Полвека с вином», 2001, стр.73-87)



Выдержка мадеры.• ДЕГУСТАЦИЯ ВИНА.
Международные конкурсы.
Из книги Л.И.Шлейгера "Полвека с вином" .


        «Дегустировать вина - искусство особое.
        Не спеши, тут почти ритуальный обряд.
        На мерцанье вина полюбуйся, не пробуя,
        Колыхни свой бокал и вдохни аромат»
                                                   Николай Савостин

        «В дегустационной оценке качества вина участвуют не только вкус, но и обоняние, зрение, осязание и даже слух (определение качества игры в шампанском). Весь организм должен быть тонко настроен, особо чувствителен. Необходимо иметь хорошую вкусовую память, постоянно быть «в форме», не зависеть от собственного настроения, самочувствия. Пробуя старое вино, мы прикасаемся к вечности и должны отбросить все сиюминутное, бренное. А молодое нужно разгадать, каким оно станет когда-то... Вдруг — шедевром? Все это приходит со временем, но к каждому специалисту в разной степени. Как не могут двое артистов сыграть одну и ту же роль одинаково.»

(Л.И.Шлейгер, «Полвека с вином», 2001, стр.89)





 ФРАГМЕНТЫ ИСТОРИИ
    • Древняя история виноградника и вина
    • Виноделие в прошлом. Крым.
    • История винограда. Франция.
    • История вина. Бордо.
    • История вина. Сент-Эмильон.
    • История Дома «Моет-Шандон».
«ПОЛВЕКА С ВИНОМ». Книга Л.И.Шлейгера.
    • СОРОК ЛЕТ В «МАССАНДРЕ»
    • Технология МАССАНДРОВСКИХ вин
    • Жизнь вина. Массандровская коллекция
    • Дегустация вина. Международные конкурсы.
    • В институте винограда и вина «МАГАРАЧ»
    • Дегустационные залы «МАРИНО»
    • Дегустационные залы «МАССАНДРЫ»
    • Культура потребления вина
    • Вино и здоровье
ПРИЛОЖЕНИЯ
    • Марочные вина Крыма
    • Агрометеорологические наблюдения для виноградарства
    • Официальный сайт «МАССАНДРЫ». Описание вин.


| Домой  | Контакт | История | Винодел | Вина | О вине | Лирика | Здоровье | Ссылки |
vn, 2006

 ИСТОРИЯ
  • Древняя история вина
  • Крым
  • Франция
  • Бордо
  • Сент-Эмильон
  • «Моет-Шандон»

«ПОЛВЕКА С ВИНОМ»
  • СОРОК ЛЕТ В «МАССАНДРЕ»
  • Технология вин
  • Массандровская коллекция
  • Дегустация вина
  • «МАГАРАЧ»
  • Дегустационные залы
  • Залы «МАССАНДРЫ»
  • Культура потребления вина




Хостинг от uCoz